Бывает ли дизайн бесплатным?

Сколько должен стоить дизайн объекта наружной рекламы? Должна ли его стоимость входить в стоимость производства?

Ответ на эти вопросы неоднозначен.

Итак, практически каждый производитель рекламных конструкций ежедневно сталкивается с тем, что заказчик, прежде чем оформить заказ на изготовление, например, вывески, просит фирму сначала сделать эскиз. Причем почти всегда бесплатно. Заказчика понять можно. Он обращается в компанию, с которой раньше никогда не общался и, естественно, понятия не имеет, что ему там изобразят. А вдруг не понравится? И тогда деньги, выкинутые на ветер? Вроде бы все верно, но не совсем. Допустим, фирма-изготовитель должна согласиться на условия заказчика. Попробуем догадаться, кто в таком случае будет рисовать эскиз. В уважающей себя компании должность дизайнера, если, конечно, он профессионал, является одной из самых высокооплачиваемых. А зачастую он получает гонорары за каждую выполненную им работу независимо от того, состоялся ли в дальнейшем заказ на производство, и получила ли фирма деньги от заказчика. В таких условиях ежедневно делать бесплатные эскизы слишком накладно. Но каждый знает, что почти всегда можно найти производителя, который на это согласиться. И это вовсе не означает, что расходы он берёт на себя. Просто расходы эти у него минимальны. А за счет чего? Правильно, за счёт маленькой зарплаты художника, который на самом деле художником-то вовсе и не является, а только называется. С появлением компьютеров одними из популярнейших программ стали CorelDraw и Photoshop. Да и многие студенты изучают азы работы в этих программах на лекциях. Каждый изучивший эти программы считал возможным называть себя дизайнером - казалось, что с появлением компьютера творческие аспекты в работе дизайнера исчезли как некие атавизмы в период научно-технического прогресса. Вот и сидят такие горе-художники во многих фирмах производителях и клепают бесплатные «эскизы».

Приманка или необходимость?

В некоторых случаях это делается намеренно. Конкуренция среди производителей высокая. А для заказчика до сих пор одним из важнейших критериев выбора изготовителя является конечная стоимость продукции. Бесплатный дизайн в этом случае - отличная приманка для таких заказчиков, выдающаяся за сервис или услугу. В других случаях подобный шаг является вынужденной необходимостью. Во-первых, повальное желание непременно получить эскиз без денег, «как в других фирмах», вынуждает даже добросовестного производителя идти навстречу заказчику, поручая работу неквалифицированным дизайнерам студентам (квалифицированных оплачивать, как было показано выше, слишком накладно). Во-вторых, многие компании, закупив дорогостоящее оборудование и арендуя немалые площади, вынуждены любыми способами загружать производство. А от условия бесплатного выполнения эскиза зависит возможность получения заказа. Казалось бы, производитель загнан в угол, и заказчик может не платить за интеллектуальный труд. Но не надо обольщаться. Ведь в этом случае, как уже доказывалось, эскиз, скорее всего, будет «так себе», и деньги, затраченные в дальнейшем на производство конструкции, будут просто выброшены на ветер. Доказательством тому являются тысячи неуклюжих вывесок, развешанных по всей Москве и не только.

Заплатишь – сэкономишь!

А между тем фирмы, которые осознанно требуют оплаты работы художников, в конечном итоге могут даже сэкономить средства заказчика, не говоря уже о чисто экономическом эффекте от красивой, привлекающей посетителей вывески. Каким образом? Во-первых, получив оплату за свою работу, художник будет объективно относиться к заказу и не нагромождать его без необходимости сложными элементами, на производстве которых впоследствии фирма «отобьет» свои затраты. Во-вторых, получив деньги за эскиз, изготовитель получает большую уверенность в том, что он получит заказ и на изготовление. А значит, будет внимательнее относиться к заказчику, уделит ему больше времени и при необходимости порекомендует более экономичные варианты дизайна и производства рекламной конструкции.

Именно так работают профессионалы. Обратиться к ним вовсе не означает потратить больше денег. Ведь, кроме прямых затрат на изготовление рекламной конструкции, существуют затраты на эксплуатационное обслуживание, ремонт или замену некачественной вывески и т.д.

Похитители идей

Существует ещё одна причина, по которой профессионалы вряд ли будут принимать участие в бесплатных конкурсах, разрабатывая эскизы. Часто заказчик, получив проект и смету от одной фирмы, отдает его на просчёт в несколько других. И выбрав, меньшую стоимость, отдаёт заказ вместе с эскизом в эту дешёвую конторку, не заплатив первым, то есть авторам проекта.

Дорогу – профессионалам!

Любой рынок становится цивилизованным тогда, когда на нём начинают преобладать профессионалы, твёрдо знающие своё дело. Профессионализм должен оплачивается – лишь в этом случае будет существовать ответственность за проведенные работы. В перспективе это выгодно всем – халтурщики уже не смогут влиять на рынок и мешать добросовестным производителям, а заказчики, получая качественные рекламные услуги, увеличат свои доходы, ведь реклама, как известно, - двигатель...

И на последок диаграмма сводящая всё выше сказанное в один рисунок:

Бывает ли дизайн бесплатным?


Перейти в раздел